Какие бывают виды выборов. Муниципальное избирательное право Мажоритарная избирательная система

В России существуют три основных вида выборов: федеральные, региональные и .

  • выборы президента Российской Федерации
  • выборы депутатов нижней палаты Федерального собрания (Государственная дума)
  • выборы президентов республик РФ;
  • выборы глав республик РФ;
  • выборы в региональный парламент;
  • выборы законодательных органов субъектов Федерации;
  • выборы мэра (главы) города;
  • выборы депутатов в городскую думу;
  • выборы главы сельского поселения;
  • выборы депутатов сельского поселения;
  • выборы в органы самоуправления.

Непрямые выборы

Отдельно можно выделить непрямой или косвенный вид выборов. Это система выборов, когда кандидата на должность избирают не граждане страны, а выборщики или орган власти, ранее выбранный избирателями.

Косвенные выборы могут проходить в две ступени и более. Например, косвенными выборами в две ступени избирается президент США, верхняя палата Парламента Индии. Граждане сначала избирают выборщиков (в США – коллегия выборщиков), которые потом выбирают из кандидатов. А трехступенными косвенными выборами формируется часть сената Франции. Избиратели выбирают муниципальных советников, которые назначают делегатов, а уже они избирают сенаторов.

  • выборы глав субъектов РФ (с 2005 по 2012 год по всей России, с 2013 года в Ингушетии и Дагестане);
  • формирование верхней палаты Федерального собрания (Совет Федерации).

Процедурные виды выборов

Выборы можно также классифицировать и по процедуре проведения – по установленным законом срокам и формату.

  1. Очередные выборы – проводятся по окончании срока полномочий выбираемого органа власти;
  2. Досрочные выборы – в случае досрочного прекращения полномочий избираемого органа власти и/или выборных должностных лиц;
  3. Повторные выборы – если проведенные ранее выборы были признаны несостоятельными и/или недействительными по решению избирательной комиссии или по решению суда. (Повторные выборы – не то же самое, что повторное голосование, проводимое в случае, если кандидат не набрал необходимое количество голосов, а второй тур законом не предусмотрен);
  4. Дополнительные выборы – проходят в случае досрочного прекращения полномочий одного или нескольких депутатов во время срока полномочий коллегиального органа власти. В случае досрочного сложения полномочий депутата дополнительные выборы проводятся в течение месяца со дня прекращения полномочий. В случае, если после досрочного сложения полномочий нескольких депутатов коллегиальный орган власти остался в неправомочном составе, проводятся новые основные выборы всего состава. Дополнительные выборы не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

Стадии избирательного процесса - это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица.

Назначение выборов является первой стадией избирательного процесса. Она заключается в издании уполномоченным на то органом или должностным лицом (субъектом права назначения выборов) акта, в котором определяется дата голосования. Юридическое значение издания акта о назначении выборов не ограничивается определением даты голосования. После издания акта о назначении выборов начинается осуществление различных избирательных действий и процедур.

Основания назначения выборов. Следует выделить нормативное и фактическое основания назначения выборов. Нормативное основание - соответствующие законодательные акты, регламентирующие срок полномочий выборного органа (должностного лица), порядок выборов и право соответствующего органа (должностного лица) назначить выборы. Фактическим основанием является событие, зависящее от вида назначаемых выборов. Ниже рассматриваются фактические основания назначения выборов.

Основанием назначения очередных выборов является истечение срока полномочий выборного органа, должностного лица (очередные общие выборы), либо истечение срока полномочий части депутатов выборного представительного органа.

Основанием назначения внеочередных (досрочных) выборов является досрочное прекращение полномочий выборного органа (должностного лица). Основания досрочного прекращения полномочий, как правило, не имеют значения для избирательного права. В соответствии с п. 2 ст. 10 Избирательного кодекса Белгородской области досрочные выборы депутатов областной Думы назначаются Губернатором Белгородской области.

Еще одним основанием назначения досрочных выборов является в соответствии с ч. 12 ст. 71 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» одновременное выбытие нескольких депутатов в период, когда проведение дополнительных выборов не предусмотрено, а законодательный (представительный) орган государственной власти или местного самоуправления, остались в неправомочном составе.

Основанием назначения дополнительных выборов является досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа государственной власти или местного самоуправления. Так, согласно п. 4 ст. 10 Избирательного кодекса Белгородской области дополнительные выборы депутатов представительного органа местного самоуправления назначаются представительным органом местного самоуправления. Дополнительные выборы, если это предусмотрено федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, могут не назначаться, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года. Такие нормы предусмотрены Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», рядом региональных законов.

Основаниями назначения повторных выборов в избирательном округе являются:

1) признание первоначальных выборов несостоявшимися;

2) признание первоначальных выборов недействительными;

3) кандидат (все кандидаты по многомандатному округу), набравший (набравшие) необходимое для избрания число голосов избирателей, не сложил (не сложили) с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица.

4) в случае выбытия всех кандидатов повторные выборы должны быть проведены в срок, не превышающий шести месяцев. При этом сроки выполнения избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Субъекты права назначения выборов. Субъекты права назначения выборов - государственные органы и должностные лица, органы и должностные лица местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований имеют право назначать выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления. Особенность права назначения выборов заключается в том, что оно одновременно является обязанностью уполномоченного органа (должностного лица).

Субъектами такого права в Российской Федерации являются:

1) Президент Российской Федерации - назначает выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

2) Совет Федерации - назначает выборы Президента Российской Федерации;

3) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - назначают выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а в большинстве субъектов Российской Федерации также собственные выборы, дополнительные выборы в случае досрочного прекращения полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) - назначают выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

5) представительные органы местного самоуправления - назначают выборы главы местного самоуправления, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, а также собственные выборы;

6) главы местного самоуправления - назначают досрочные выборы депутатов представительного органа местного самоуправления;

7) избирательные комиссии - в случаях, предусмотренных законодательством, назначают дополнительные и повторные выборы;

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» устанавливает систему гарантий обязательного проведения выборов путем закрепления «страховочного» порядка назначения выборов в случае, если уполномоченный на то орган (должностное лицо) не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении полномочий выборного органа (должностного лица), а также при отсутствии уполномоченного на то органа (должностного лица) выборы проводятся на основании решения соответствующей уровню выборов избирательной комиссии.

В случаях, если уполномоченный на то орган (должностное лицо) либо соответствующая избирательная комиссия не назначит выборы в установленные сроки, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…», выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции (ст. 10).

Срок назначения выборов. Избирательное законодательство предъявляет требования к сроку издания уполномоченным на то органом (должностным лицом) акта о назначении выборов и сроку его опубликования. Федеральный закон «Об основных гарантиях…» (ст. 9) закрепляет, что очередные выборы назначаются в соответствии со сроками, установленными соответствующими нормативно-правовыми актами.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования, выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования.

В случае, когда решение о проведении выборов принимает избирательная комиссия, это решение должно быть опубликовано не позднее, чем через 7 дней со дня истечения пятидневного срока опубликования решения о назначении выборов, которое не было принято уполномоченным на то органом (должностным лицом). Пятидневный срок в данном случае отсчитывается с последнего дня срока, в течение которого уполномоченный орган (должностное лицо) должен был издать акт о назначении выборов.

Досрочные выборы в соответствии с Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях…» должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий выборного органа или должностного лица. Сроки опубликования решения о назначении выборов аналогичны срокам опубликования решения о назначении очередных выборов.

Голосование на выборах в федеральные органы государственной власти должно быть проведено не позднее чем через 110 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Голосование на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Голосование на выборах в органы местного самоуправления должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

В федеральном и региональном избирательном законодательстве сложились различные варианты закрепления требований к определению даты голосования на очередных выборах:

1) ч. 5 ст. 10 Избирательного кодекса Белгородской области устанавливает, что днем голосования на выборах депутатов Белгородской областной Думы нового созыва является третье воскресенье месяца, в котором истекает срок, на который была избрана областная Дума. При такой законодательной регламентации дата голосования всегда известна заранее, однако, акт о назначении выборов все равно издается, так как он, как было показано выше, имеет значение не только для установления даты голосования;

2) установление даты голосования относительно даты голосования на предыдущих выборах данного органа (должностного лица). Так, Федеральный закон РФ «О выборах Президента Российской Федерации» устанавливает, что днем голосования на выборах является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации.

Что касается повторных выборов, то Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» устанавливает, что в случае выбытия всех кандидатов повторные выборы должны быть проведены в срок, не превышающий шести месяцев. При этом сроки выполнения избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Если выборы признаны несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, назначаются повторные выборы в порядке и сроки, которые предусмотрены законом. Повторные выборы депутатов, выборных должностных лиц в случае, если соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган местного самоуправления остался в неправомочном составе, проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными. В иных случаях повторные выборы проводятся не позднее, чем через один год со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными. При повторных выборах сроки избирательных действий по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть сокращены на одну треть. Решение о назначении повторных выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через три дня со дня его принятия.

Выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица ().

В настоящее время наблюдается тенденция к сокращению числа прямых выборов: сокращена только что восстановленная выборность губернаторов, глав местного самоуправления нередко выбирают депутаты, а не граждане, и даже советы депутатов в некоторых муниципальных районах заменены конференциями поселенческих депутатов. В настоящей статье рассматриваются лишь прямые выборы должностных лиц и депутатов избирателями.

Уровень выборов [ ]

В зависимости от уровня выбираемого органа выделяют выборы:

  • федеральные - выборы президента Российской Федерации и депутатов Государственной думы Российской Федерации;
  • региональные - выборы губернаторов и депутатов законодательных собраний регионов (на более аккуратном юридическом языке это называется выборами высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и депутатов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации);
  • муниципальные (местные) - выборы глав и депутатов представительных органов местного самоуправления; поскольку местное самоуправление в Российской Федерации является, как правило, двухуровневым , то и муниципальные выборы проводятся отдельно для каждого их этих уровней (выборы на уровне муниципального района и выборы на уровне городского или сельского поселения).

Таким образом, гражданин Российской Федерации стандартно участвует в выборах четырех единоличных и четырех представительных органов. Формально закон о местном самоуправлении позволяет муниципальным образованиям создавать дополнительные органы, также избираемые прямым волеизъявлением граждан, но практические прецеденты такого рода неизвестны.

Избирательные системы [ ]

При выборах представительных органов в Российской Федерации используются две избирательные системы (системы представительства): пропорциональная и мажоритарная . С 2013 года пропорциональная система выборов в чистом виде не применяется, вместо нее повсеместно введена смешанная система, когда часть депутатов избирается по пропорциональной системе, а часть - по мажоритарной. При выборах единоличных органов применяется лишь мажоритарная система.

Пропорциональная избирательная система [ ]

При пропорциональной избирательной системе (ее также называют выборами по партийным спискам) избиратели голосуют за списки кандидатов, выдвинутыми различными избирательными объединениями (партиями). Мандаты распределяются между списками пропорционально числу поданных за список голосов. Важнейшими характеристиками пропорциональной системы являются:

  • избирательный барьер (порог) - минимальная доля голосов, которую должен получить список, чтобы участвовать в распределении мандатов; этот барьер предназначен для снижения фрагментации избираемого органа;
  • метод распределения мандатов, приходящихся на дробные доли математической пропорции;
  • правила формирования территориальных групп и распределения мандатов между ними (при наличии таких норм полученные списком мандаты сначала заполняются кандидатами из общей части списка, а затем распределяются между кандидатами из территориальных групп на основании числа голосов, полученных списком на той или иной территории).

Мажоритарная избирательная система [ ]

Мажоритарные избирательные системы разделяются на мажоритарные системы абсолютного большинства , когда победителю необходимо набрать более 50% голосов избирателей, и мажоритарные системы относительного большинства , когда победителем признается кандидат, набравший большее число голосов по сравнению с другими кандидатами. Мажоритарная система абсолютного большинства всегда предполагает возможность повторного голосования (второго тура выборов), поскольку ни один кандидат может не собрать более половины голосов в первом туре. Второй тур, как правило, проводится с двумя кандидатами, набравшими наибольшее число голосов в первом туре; при этом во втором туре практически всегда применяется система относительного большинства (из-за недействительных бюллетеней оба кандидата все равно могут набрать менее 50%).

В России система абсолютного большинства используется на выборах президента и губернаторов; относительно редко, лишь в некоторых регионах, она применяется для выборов глав муниципальных образований и практически не применяется на выборах депутатов любого уровня. Низкая распространенность системы абсолютного большинства связана, с одной стороны, с более высокой стоимостью процедуры из-за возможного проведения второго тура и, с другой стороны, с более высокими рисками такой системы для административных кандидатов (размытые между несколькими кандидатами в первом туре голоса избирателей-противников действующей администрации объединяются вокруг одного кандидата во втором туре).

При мажоритарной системе относительного большинства возможна ситуация, когда несколько кандидатов получают равное число голосов избирателей. Региональные законы по-разному разрешают такую ситуацию. Чаще всего либо проводится жеребьевка, либо победителем признается кандидат, первым представивший документы для выдвижения/регистрации в качестве кандидата. Однако, например, в Калужской области в таких случаях предусмотрено проведение повторного голосования с участием кандидатов, получивших равное число голосов избирателей.

Избирательные округа [ ]

Важной характеристикой мажоритарной системы при выборах коллегиальных органов является нарезка избирательных округов - т. е. территорий, в пределах которых избиратели выбирают из одного и того же набора кандидатов. В зависимости от числа мандатов, которые распределяются в округе, округа разделяются на одномандатные и многомандатные . В рамках одних и тех же выборов в разных округах могут избирать разное число депутатов (для соблюдения принципов равного представительства число избирателей в округе должно быть пропорционально числу мандатов). запрещает создавать более чем 5-мандатные округа, допуская исключения лишь для сельских поселений (а также для других местных выборов, если весь округ полностью находится в пределах одного избирательного участка).

Следует отметить, что число голосов , которым располагает избиратель в многомандатном округе, не обязательно равно числу мандатов, разыгрываемых в этом многомандатном округе. Для обеспечения равенства избирательных прав граждан устанавливает, что число голосов у избирателя должно быть равно числу мандатов, разыгрываемых в самом малом из округов, либо равно единице.

При использовании пропорциональной избирательной системы законодатель использует термин «единый избирательный округ », который относится ко всей территории, на которой проводятся выборы. Отметим, что этот термин обычно не применяется при выборах единоличных органов (губернаторов и глав МСУ местное самоуправление ).

Голосование против всех кандидатов [ ]

Подробнее см. отдельную статью Против всех

Голосование против всех кандидатов (списков) может быть реализовано при любой избирательной системе. Однако в российском законодательстве эта возможность была упразднена в 2006 году и лишь в 2015 году восстановлена в крайне ограниченном формате (на муниципальных выборах и лишь в 8 субъектах Российской Федерации). Практические способы протестного голосования, в том числе и при отсутствии графы «Против всех кандидатов (списков кандидатов)» в бюллетене, рассмотрены в отдельной статье .

Виды выборов [ ]

«Обычные» выборы глав и представительных органов носят название основные выборы . Если выборы проводятся до истечения установленного законом (уставом муниципального образования) срока полномочий органа (при досрочном прекращении полномочий по любым причинам), то эти основные выборы будут являться досрочными . При проведении досрочных выборов сроки избирательных действий могут сокращаться . Следует отличать досрочные выборы от досрочного голосования - организуемого в некоторых случаях голосования избирателей до общего дня голосования.

При выбытии отдельных депутатов представительного органа для замещения вакансий проводятся дополнительные выборы .

И основные, и дополнительные выборы не могут проводиться, если число зарегистрированных кандидатов не превышает числа разыгрываемых мандатов . В этом случае не позднее чем через три месяца проводятся отложенные выборы - точнее, отложенный день голосования, так как избирательная кампания основных или дополнительных выборов просто продлевается для дополнительного выдвижения кандидатов ().

Если голосование было проведено, но не дало результата (выборы были признаны , либо избранный кандидат не сложил с себя полномочия, не совместимые с мандатом), то проводятся повторные выборы (при этом, подобно досрочным выборам, могут устанавливаться сокращенные сроки избирательных действий).

Сроки выборов [ ]

Очередные выборы [ ]

Все очередные выборы, кроме президентских, в настоящее время проводятся в единый день голосования (сейчас это второе воскресенье сентября, а в год выборов Государственной думы - третье воскресенье сентября). Исключением могут являться первые выборы представительного органа нового муниципального образования.

Общие правила проведения досрочных выборов [ ]

При досрочном прекращении полномочий сроки проведения выборов более сложные.

3. Днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4−6 настоящей статьи.

4. В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий, за исключением досрочных выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), которые проводятся в ближайшее с учетом сроков назначения выборов, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий.

7. Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

8. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.

9. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Законом могут быть предусмотрены иные основания для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего.

10. Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

12. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи не предусмотрено, назначаются новые основные выборы, которые проводятся в сроки, установленные пунктом 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Досрочные выборы губернаторов [ ]

Выборы губернатора проводятся исключительно в единый день голосования (в год выборов Государственной думы - в день выборов Государственной думы). Если вакансия открылась позднее, чем это допустимо для назначения выборов на ближайший день голосования, то выборы проводятся на следующий год (таким образом, при открытии вакансии в июне выборы губернатора состоятся лишь в сентябре следующего года). Отметим, что буквальное прочтение закона позволяет сокращать (не более чем на 1/3) сроки совершения всех избирательных действий независимо от продолжительности интервала между отставкой губернатора и датой выборов.

Досрочные выборы глав муниципальных образований [ ]

Выборы глав муниципальных образований проводятся в течение 6 месяцев со дня открытия вакансии. По решению назначающего выборы органа сроки действий при подготовке к выборам могут быть сокращены, но не более чем на 1/3.

Статья 71. Повторные, дополнительные и досрочные выборы

5. Если выборы признаны несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, - полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица, орган, уполномоченный на то настоящим Кодексом, назначает повторные выборы.

5.1. Если основные выборы в Законодательное Собрание области, представительный орган муниципального образования либо основные выборы выборного должностного лица местного самоуправления проводились во второе воскресенье марта и по их результатам Законодательное Собрание области или представительный орган муниципального образования не был сформирован в правомочном составе либо выборное должностное лицо местного самоуправления не было избрано, повторные выборы проводятся во второе воскресенье октября года, в котором проводились соответственно основные выборы в указанный орган, основные выборы выборного должностного лица местного самоуправления, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на этих выборах. Если основные выборы были назначены в связи с досрочным прекращением полномочий указанного органа, либо депутатов указанного органа, либо выборного должностного лица местного самоуправления, повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня появления основания для проведения повторных выборов. В остальных случаях повторные выборы проводятся во второе воскресенье марта либо во второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на этих выборах, но не позднее чем через один год со дня появления основания для проведения повторных выборов. При проведении повторных выборов сроки избирательных действий по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть сокращены на одну треть. Решение о назначении повторных выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через три дня со дня его принятия.

6. При назначении повторных выборов в случае, если полномочия окружных и участковых избирательных комиссий не истекли, организующая выборы избирательная комиссия обязана распорядиться либо о продлении срока полномочий избирательных комиссий, либо о формировании этих избирательных комиссий в новом составе.

7. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то настоящим Кодексом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы проводятся не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье марта. Если указанные выборы (в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 6 статьи 11 настоящего Кодекса) не могут быть назначены на второе воскресенье марта, они назначаются на второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий Законодательное Собрание Владимирской области, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть сокращены на одну треть.

8. Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.