Структура правовой культуры. Функции правовой культуры Структура правовой культуры общества

С правосознанием и правом неразрывно связана правовая культура.

Правовая культура - качественное состояние правовой организации общества, реального функционирования его правовой системы, отражающее достигнутый уровень развития в сфере правового регулирования социальных отношений Под ред. проф. В.П. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Изд-во НОРМА, 2001.

Правовая культура общества проявляется в различных показателях. К наиболее важным из них можно отнести:

  • · уровень правосознания, отношение общества, государства, индивидов к праву;
  • · совершенство и демократизм правотворческого процесса (подготовки, принятия, опубликования, систематизации нормативно-правовых актов);
  • · качество законодательства, степень сбалансированного отражения в нем интересов индивидов, социальных групп, общества в целом;
  • · состояние в сфере реализации права, уровень работы правоохранительной системы;
  • · профессионализм и высокий общественный статус юридических кадров и учреждений, позитивная правовая активность всех субъектов права, уважение надлежащих юридических процедур;
  • · состояние правовой науки и юридического образования;
  • · правовое закрепление и реальное обеспечение прав и свобод личности;
  • · состояние законности и правопорядка.

Эти и другие показатели правовой культуры дают возможность определить, насколько высоко оценивается в обществе право как регулятивная социальная система, функционирующая на основе принципа справедливости, признается ли примат права по отношению к государству, его властным структурам, что в свою очередь характеризует уровень культуры общества, степень его цивилизованности.

Рассмотрим теперь структурные составляющие правовой культуры общества: первым культурным элементом является уровень развития правового сознания и правовой активности общества .

Правовая культура общества зависит от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, насколько информировано в правовом отношении население, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, правоохранительным органам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д.

Вторым элементом правовой культуры можно назвать уровень развития правовой деятельности . Последняя состоит из теоретической, деятельность ученых юристов и практической, правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной деятельности. Об уровне правовой культуры могут свидетельствовать такие процессы, как порядок разрешения конфликтов между властями, отправление правосудия по уголовным или гражданским делам, парламентские процедуры по принятию законов и т.д. Особое место среди различных факторов, влияющих на

уровень правовой культуры, является законодательство. Его роль - в позитивном воздействии на волю, умы и поступки людей и, прежде всего, юридически подготовленных граждан и должностных лиц. Закон, путем установления мер юридической ответственности, способствует повышению уровня правовой культуры, предотвращая отступление от нее со стороны тех, кто способен на неправомерное поведение.

Правовая культура юристов имеет свои особенности и отличается от правовой культуры других граждан своим содержанием; для нее характерны более высокая степень знания права и умение применять его на практике.

Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.). Любой юридический акт должен отвечать господствующим в общественном сознании представлением о справедливости, свободе, равенстве. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: ясным и понятным для населения, содержать определения основных понятий и терминов и т.д. Об уровне развития правовой культуры общества, да и всей культуры в целом, можно судить на основании анализа различных правовых актов, научных и публицистических текстов на правовые темы.

История государства и права зарубежных стран показывает нам, как по дошедшим до современности памятникам права и иным правовым документам истории восстанавливают атмосферу правовой жизни того общества, особенности уклада хозяйственной жизни, общественного строя и т.д. Все эти три уровня правовой культуры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Структуру правовой культуры личности можно разбить на такие элементы, как:

психологический (правовая психология)

идеологический (правовая идеология)

поведенческий (юридически значимое поведение).

Но как отмечает А.П. Семитко, "Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, правосознание может появиться лишь в правовой деятельности и ее результатах - правовых актах", Семитко А.П. Науч. ред.: Алексеев С.С., Ред.: Гупало Л.А. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. Монография. Изд-во Урал. ун-та. Свердловск, 1990. .

Правовая культура подразделяется на следующие виды:

  • · Правовая культура общества в целом;
  • · Правовая культура индивида;
  • · Правовая культура социальных общностей (классов, наций, народов) и цивилизаций.

Индивидуальная правовая культура характеризуется степенью усвоения и активного использования личностью правовых ценностей. Это - глубокое знание и понимание права, уровень активной правомерной деятельности личности. Индивидуальная правовая культура предполагает не только всестороннюю правовую осведомленность, знание содержания правовых предписаний, но и положительное к ним отношение и высокосознательное их исполнение. Незнание законов, пренебрежительное к ним отношение свидетельствуют об отсутствии правовой культуры. Но сам факт знания правовых требований еще не может свидетельствовать о наличии правовой культуры. Показателем таковой может быть только активное правомерное поведение личности, что предопределяется уровнем ее правосознания. Здесь важно проследить взаимосвязь и соотношение правосознания и правовой культуры. Эти два понятия в определенной мере совпадающие. Но такое совпадение не является полным. Правовая культура включает в себя ту часть правосознания, которая выражает позитивное отношение к праву, правильное понимание права, его установлений, что рождает в сознании людей положительные установки и в итоге - активное правомерное поведение. Если же индивид слабо осведомлен в правовых требованиях, неверно оценивает с точки зрения права различные жизненные ситуации, совершает в итоге правовые проступки, а то и преступления, то такие его представления о праве находятся за пределами правовой культуры. В равной степени не может считаться в правовом отношении культурным и тот индивид, который хорошо знает содержание законов, но использует это знание в противоправных целях. В этой связи трудно согласиться с А.И. Коваленко, который утверждает, что правовая культура - это реализованное правосознание. Ведь нельзя говорить об отсутствии правосознания вообще у человека, который имеет искаженное, неверное представление о праве или даже относится к правовым требованиям враждебно, совершает правонарушения и т.д. Такой индивид обладает низким уровнем правосознания. Но в этом случае можно и нужно вести речь об отсутствии у такого индивида правовой культуры, ибо его искаженное правосознание реализуется в противоправном поведении. Это относится и к лицам, злоупотребляющим знанием правовых требований. Правовая культура может быть невысокой у лица недостаточно грамотного в правовом отношении, но в целом позитивно оценивающего необходимость установления правопорядка. В том же случае, когда у индивида сложились в сознании устойчивые антиправовые установки и его поведение на практике их отражает, следует вести речь об отсутствии правовой культуры у него вообще. Следовательно, правовая культура личности предполагает реализацию ее позитивных правовых представлений, а не правосознания вообще.

Структурно правовая культура личности состоит, таким образом, из двух элементов: правосознания, отражающего прогрессивные правовые взгляды и правомерного поведения, причем не всякого, а социально активного правомерного поведения.

Правовую культуру, как и правосознание, можно подразделять на общественную, групповую и индивидуальную , т.е. классифицировать на виды в зависимости от субъектов, ее носителей.

Применительно к оценке уровня правовой культуры личности можно выделить ее обыденный уровень , который характеризуется неглубоким знанием и пониманием права, но в итоге он проявляется в правопослушании, в активном поддержании правопорядка.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у профессиональных юристов, которые обладают глубокими правовыми знаниями и правильно реализуют эти знания в повседневной практической деятельности.

Можно выделить и научно-теоретический уровень правовой культуры, который предполагает комплекс многогранных научных знаний о праве, его сущности, принципах и особенностях функционирования, направлениях развития, взаимодействия с другими явлениями общества и т.д.

Выделяют следующие функции правовой культуры:

1. Познавательная функция, которая выражается в формировании у населения представлений о государстве, праве, гражданском обществе, о предпосылках возникновения конкретных правоотношений, о процедурах разрешения возникающих споров и т.д.

Регулятивная функция направлена на обеспечение нормального устойчивого функционирования общества путем предписания субъектам общественных отношений стандартов общественно-полезного поведения, согласования и подчинения социальных устремлений и идеалов различных групп общепризнанным в обществе.

Функция правовой социализации выражается в способности правовой культуры обеспечить передачу новым поколениям накопленного опыта для того, чтобы они могли эффективно использовать свои субъективные права и осуществлять юридические обязанности.

Оценочная функция заключается в выработке отношения всех участников общественных отношений к правовым явлениям на основе сформированных представлений, идеалов, принципов. Это отношение проявляется в поступках, поведении, в оценке права, законности, правопорядка и т.п.

Прогностическая функция выражается в способности предвидеть возможные направления развития правовой системы для достижения поставленных целей.

Социальная ценность правовой культуры выражается в следующем:

  • с помощью правовой культуры обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях, как в сфере производства, обмена, распределения материальных благ, так и в духовной жизни;
  • благодаря правовой культуре возможно охватить социально полезные формы правомерной деятельности людей, отделив их от произвола и несвободы;
  • правовая культура обеспечивает нормальную деятельность каждого индивида, предотвращая, незаконное вмешательство общества и государства в сферу частной жизни;
  • правовая культура обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости, учет разных интересов индивидов, социальных общностей, организаций, наций;
  • правовая культура способствует формированию гражданского общества: рыночной экономики, политической системы, многопартийности, свободы средств массовой информации и, наконец, правовому социальному демократическому государству.

Качественный уровень правовой культуры, ее совершенство придает импульс для нормального функционирования правовой системы, делает правовое регулирование общественных отношений эффективным, способствует достижению поставленных целей и задач. Качественный уровень правовой культуры один из признаков правового государства.

Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня. Разумеется, оценки эти относительны. Для одного общества на определенном этапе развития по отношению к каким-либо правовым явлениям будут употребляться одни определения, а по отношению к другому обществу или другому времени оценки одного и того же института или учреждения или поступка - другие. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Иными словами, как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Тем не менее эти препятствия преодолимы. История выработала уже некоторые общецивилизационные критерии в определении уровня культуры, и на этой основе создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры . К их числу следует отнести:

  • формирование чувства права и законности;
  • освоение достижений логико-правового мышления;
  • совершенствование законодательства;
  • повышение уровня законопроектных работ;
  • увеличение объема и качественное совершенствование право-послушного поведения;
  • совершенствование юрисдикционной или иной правоприменительной деятельности;
  • разделение полномочий законодательных, исполнительных и судебных учреждений;
  • изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования.

Структура правосознания.

В структуре правосознания различают два основных элемента: правовую идеологию и правовую психологию.

Правовую психологию составляют чувства, эмоции, переживания людей по поводу действующего права и практики его реализации. Правовая психология выражает стихийно складывающуюся реакцию людей на практическую деятельность, на правовое поведение, на сложившийся правопорядок. Эта реакция выражается в виде положительных или отрицательных эмоций, переживаний, в чувстве удовлетворения или недовольства.

Правовая идеология - выражается в правовых идеях, концепциях, теориях, взглядах, правовых знаниях. На этом уровне правосознание способно влиять на юридическую практику, на реализацию и совершенствование права.

Составные элементы правосознания

Различают три содержательных элемента правосознания: информационный, оценочный и волевой.

Информационный компонент характеризует правосознание с точки зрения определенного объема информации о праве, знание правовых предписаний, их содержания, источников.

Оценочный элемент характеризует правосознание с точки зрения отношения человека к полученным правовым знаниям. Получив информацию о праве, правовых явлениях, человек оценивает ее, сопоставляет с собственными ценностями.

На основе информации и ее оценки формируется волевой элемент правосознания, который характеризует психологическую направленность, готовность человека действовать определенным образом в правовой сфере.

Правосознание играет важную роль в общественной жизни. Устанавливая нормы права, правотворческие органы претворяют в жизнь правовые идеи. Весьма велика роль правосознания и на иных стадиях правового регулирования, особенно в процессе реализации и применения права.

Особенно отчетливо роль правосознания проявляется в его функциях. В науке отмечаются следующие функции правосознания: познавательная, оценочная и регулятивная.

Познавательная (информационная) функция проявляется в том, что правосознание обеспечивает приобретение знаний о праве, правовых нормах и правовых явлениях. Это позволяет людям ориентироваться в правовой действительности, обеспечивать совершенствование права, реализовать идеи законности в общественной жизни.

Оценочная функция выражается в том, что правосознание формирует отношение к праву в виде определенных предпочтений и оценок. Через правосознание субъекты правового регулирования дают оценку, направляя и корректируя свое поведение.

Регулятивная функция состоит в том, что правосознание выступает в качестве саморегулятора - внутреннего регулятора поведения субъектов. Кроме того, в отдельных случаях правосознание играет роль непосредственного формального регулятора. При рассмотрении юридического дела правоприменитель, в частности, судья, принимает решение не только на основе закона, но и на основе правосознания.


Наиболее тесно правосознание связано с таким явлением, как правовая культура.

Правовая культура – это часть (элемент) общечеловеческой культуры (наряду с политической, религиозной, физической).

Правовая культура представляет собой своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных правовых ценностей, тех особенностей права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре, к правовому прогрессу. По существу, правовая культура – это совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики. По субъектному составу правовая культура анализируется как правовая культура личности и правовая культура общества.

Уровень правовой культуры отдельной личности характеризуют следующие критерии (показатели):

1. Знание права. Степень знания права, правовых предписаний у различных субъектов различна. Поэтому выше уровень правосознания тех, кто лучше знают действующее законодательство.

2. Осознание права, правовых предписаний, соответствующее чувство права и законности. Уровень правосознания выше у тех субъектов, которые не только знают, но осознают, понимают действующее законодательство,осознают необходимость его выполнения. Поэтому для повышения уровня правосознания важно, чтобы уважение к праву, к закону стало убеждением каждого человека.

3. Реализация права. Уровень правосознания определяется не только знанием и усвоением правовых норм, но и степенью их позитивной реализации. Высококультурный субъект не нарушает право, действует правомерно, в рамках правовых норм. Всякие правонарушения – показатель низкой правовой культуры.

4. Высший показатель правовой культуры личности – ее социальная активность. В этом случае личность не просто реализует нормы права, действует правомерно, но действует активно, инициативно. Субъект не только умело защищает свои права, но и осуществляет борьбу с правонарушениями, совершаемыми другими.

Следовательно, правовая культура личности – это знание и понимание права, сознательное, основанное на убежденности использование его предписаний в деятельности, связанной с реализацией прав, свобод, возложенных юридических обязанностей (Кожевников. С.167).

Правовая культура общества зависит от правовой культуры составляющих его субъектов. Однако это самостоятельное явление, складывающееся из ряда элементов:

1. Состояние правосознания в обществе. Это степень знания и понимания права участниками общественных отношений, осознание ими необходимости выполнения требований законности, развития чувства права и законности. Важным показателем правовой культуры общества является уровень массового правосознания.

2. Состояние законности, которое определяется реальностью ее осуществления. Правовая культура невозможна без строжайшей законности, то есть неукоснительного исполнения правовых предписаний всеми членами общества. Общество, где наблюдается разгул преступности, не может называться культурным.

3. Состояние законодательства. Уровень правовой культуры непосредственно зависит оттого, насколько действующее законодательство совершенно в техническом смысле и с точки зрения содержания. Отсутствие пробелов и противоречий, полнота регламентации, кодификация и инкорпорация – все это показатели правовой культуры.

4. Важным показателем правовой культуры общества является место судов в правовой системе общества. Суд – орган правосудия. И поэтому его роль в обеспечении прав и свобод человека, его место в системе государственных органов, в системе разделения властей - важный показатель уровня правовой культуры.

5. Развитие юридической науки – также важный показатель правовой культуры. Именно оттого, насколько эффективно развивается юридическая наука, насколько она отражает потребности общества, насколько в ней развиваются новейшие гуманистические теории, зависит правовая «культурность» общества.

6. Состояние правового образования и правового обучения. Правовая культура характеризуется и тем, насколько правовые идеи овладели обществом. А это зависит оттого, осуществляется ли правовое обучение в школе, в неюридических вузах и техникумах, насколько эффективны в освещении правовых вопросов средства массовой информации.

7. Правовая культура – часть общей культуры. Поэтому ее качество во многом определяется связью с иными элементами, в частности – с художественной культурой. Для уровня правовой культуры весьма важно, насколько полно вопросы права, правового регулирования освещаются в художественной литературе, в кино и на телевидении, какие аспекты права, правовой жизни показываются на экране: или это боевики, убийства, показатель жизни «новых», или это серьезный анализ правовых проблем.

Основные положения о правовой культуре

Определение 1

Правовая культура выступает в качестве определенного состояние правовой жизни общества, которая выражается и в определённом достигнутом уровне совершенства законодательной базы, правоприменительной практики, правосознания общества и личности, степени реализации конституционных прав и свобод в рамках государства.

Для правового государства характерны такие признаки правовой культуры, как высокий уровень правовой культуры в рамках государства и общества.

Структурные элементы правовой культуры

В качестве структурных элементов правовой культуры можно выделить следующие признаки:

  1. Право в качестве системы норм - нормы права не должны противоречить друг другу, при этом сочетаясь с иными социальными нормами, например, с нормами морали, религии и так далее. Однако господствовать должны именно правовые нормы. Нормативно-правовые акты должны содержать правовые нормы, соответствующие действующим правоотношениям в обществе, не должно быть устаревших норм, пробелов в праве.
  2. Правоотношения - общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании нормами права. Данные правоотношения характеризуются типичностью, подконтрольностью, наличием противоположных интересов. Например, у продавца может быть интерес продать просроченный товар, покупатель же нуждается в свежем товаре. Иные отношения не могут регулироваться нормами права, например, не может существовать закона о любви и дружбе.
  3. Правосознание - население должно иметь высокий уровень правовых знаний, то есть сформированную правовую идеологию, и уважение к праву, а именно правовую психологию. Правосознание может подвергаться деформации, однако оно может быть преодолено путем правового образования, а также правового воспитания личности и общества.
  4. Правовые учреждения - обеспечение эффективной деятельности системы правоохранительных органов, например, судов, полиции, прокуратуры, адвокатуры и других. Также, необходима развитая система юридических служб в организациях, на предприятиях, наличие специализированных СМИ, которые бы доносили правовую информацию до населения, например, "Российская газета".
  5. Правовая деятельность - все участники правоотношений должны соблюдать нормы права, в том числе и адресованные им персонально. Это накладывает некоторые обязательства на человека и гражданина в силу его правового статуса.

Виды правовой культуры

Правовая культура имеет виды, которые выделяются в зависимости от ее носителей:

  • Индивидуальная культура, под которой понимается культура отдельного человека;
  • Групповая культура, например, в качестве неё рассматриваются правовая культура студентов, водителей, пешеходов и других лиц;
  • Общественная культура, например, российская, французская, американская и так далее;
  • Профессиональная культура, под которой понимается правовая культура юридических работников. Она основывается на специальной теоретической и практической юридической деятельности, подготовки кадров юридической сфере и адекватном правовом сознании.

Правовая культура личности и общества

Правовая культура личности характеризуется специфическими особенностями, так как характеризуют правовую культуру именно конкретного человека со всеми вытекающими из этого обстоятельствами, а именно личностными характеристиками.

Человек как личность формируется на протяжении длительного времени, начиная с рождения. На него оказывают влияние различные сферы общественной жизни. В первую очередь, его культуру формирует родители, закладывая основы воспитания, отношение к людям и к ситуациям.

Вторую позицию составляют детские сады и школы, где ребёнок формируется как личность, определяются его индивидуальные характеристики и наклонности, формируется характер и темперамент. Здесь очень важно не только правильно донести информацию, но и отметить те личностные качества, которые способствуют росту уровня культуры у человека. В дальнейшем на личность оказывают влияние различные институты общества, например, университеты, армия, работодатели и иные субъекты.

В целом, можно выделить следующие элементы правовой культуры личности:

  • Личность должна не только знать, но и понимать нормы права. С этой целью необходимо предоставление соответствующего качественного образования в данной сфере. Например, школьникам преподают обществознание, где разъясняют основные элементы правовой системы государства, нормы действующей Конституции РФ и иную важную правовую информацию.
  • Отношение личности к праву, выраженную в привычках, которые проявляются в законопослушном и правомерном поведении человека.
  • Уровень правового поведения, который рассматривается в качестве юридически значимого поведения. Оно может проявляться в различных формах у человека, который использует право в качестве объективного средства осуществления своих субъективных прав и свобод для того, чтобы достигнуть какие-то личные цели.
  • Правовая психология, позволяющие раскрыть мышление личности, особенности характера, темперамента и иные важные обстоятельства.
  • Правовая идеология, то есть представление личности об идеальном правовом государстве.

Рисунок 1. Структура правовой культуры личности. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Элементы правовой культуры общества совпадает с элементами правовой культуры личности, однако применяются в отношении более широкого круга лиц. Те мероприятия, которые применимы к отдельной личности, применимые к всему обществу. Например, правовая лекция об основах конституционного строя Российской Федерации окажет влияние как на правосознание личности, так и на правосознание той аудитории, которая прослушала данную лекцию.

Подобный подход позволяет сформировать действенный инструментарий для правового образования общества и отдельно взятой личности. На сегодняшний день члены общества должны знать и почитать действующее законодательство, соблюдать законность, не нарушать нормы права, умело использовать предоставленную им правовую информацию при разрешении правовых споров или иных социально значимых вопросов, быстро применять полученные знания, составлять необходимые правовые документы и так далее.

Актуальные вопросы правовой культуры

Определение 1

Под правовой культурой понимается особое юридическое богатство общества, которое может восприниматься в качестве правового состояния личности, общества и социальной группы.

При этом выделяют правовую культуру личности, общества, отдельных социальных групп. Исходя из своей принадлежности она характеризуется теми или иными признаками, а также имеет соответствующие функции.

В целом, данные явления объединяют со следующими признаками:

  • Член общества должен знать, уважать права других людей и законодательство своей страны.
  • Член общества должен соблюдать законность и требования правопорядка.
  • Умение пользоваться предоставленной властью. Каждый гражданин нашей страны является источником власти, которую он делегирует государственным органам и органам местного самоуправления.
  • Проведение системы правового воспитания и обучения.
  • Способность в сфере быстрого и правильного оформления необходимых юридических документов.

Рисунок 1. Значение правовой культуры. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Функции правовой культуры

Выделяют следующие функции правовой культуры:

  • Познавательная, которая связана с деятельностью общества и государства в сфере правовой пропаганды, познания сущности норм права, уяснения их смысла и содержания;
  • Преобразовательная, связанная с теоретической и организаторской деятельностью в сфере формирования государства, а также гражданского общества;
  • Праворегулятивная, направленная на сферу обеспечения устойчивого и эффективного взаимодействия, а также функционирования различных элементов правовой системы и общества в целом;
  • Ценностно-нормативная, данная функция реализуется в различных жизненных фактах, которые имеют определенную ценность, отражаясь в сознании и поступках людей как членов общества;
  • Правосоциализаторская, посредством реализации данной функции правовая культура оказывает влияние на индивидуальные качества личности, в том числе на вопросы воспитания, организации, правового обучения, а также на сферу оказания юридической помощи;
  • Коммуникативная, которая осуществляется за счёт общения граждан в юридической сфере.

Рисунок 2. Функции правовой культуры. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Указанные функции играют важную роль в формировании правовой культуры личности, общества и всего государства. Каждая из них имеет свою направленность на важные стороны общественной жизни, оказывая влияние на них. С этим влиянием мы сталкиваемся ежедневно в различных формах, на учебе, на работе, дети сталкиваются с этим в школе и так далее.

Особенность правовой культуры заключается в том, что единовременно она может выполнять сразу несколько специфических функций, таким образом выполняет те задачи, которые стоят перед ней.

Для чего нужна правовая культура обществу и личности?

Таким образом, рассмотрев основные функции правовой культуры, тем не менее, возникает вопрос: зачем же всё-таки она нужна обществу и государству?

Ответ на данный вопрос кроется не только в нормах права, но и также в философских рассуждениях и высказываниях на данную тему.

Во-первых, правовая культура позволяет преодолеть нам следующие явления: безграмотность, правовой нигилизм, низкий уровень правовой культуры, асоциальный образ жизни.

От того, насколько развита правовая культура в обществе, зависит наша безопасность, а также комфортное существование всего общества.

Во-вторых, правовая культура влияет на следующие сферы нашей общественной жизни:

  • Вопросы усвоения правовых норм членами общества;
  • Развитие правовых стандартов и ценностей;
  • Выработка правовой модели поведения;
  • Обеспечение условий правопорядка;
  • Выработка у граждан не только понимания законов, но и их принятия, то есть благодаря данному явлению (правовой культуре) законы становится легитимными, а люди их соблюдают;
  • Выработка у людей такой модели поведения, когда не допускается нарушения прав и свобод другого человека и гражданина, а также реализуются свои обязанности, что существенно облегчает жизнь общества и государства.

С этой целью проводятся различные мероприятия, которые направлены на формирование правовой культуры в различном возрасте. Очевидно, что формировать данные явления у личности необходимо уже в раннем возрасте. Оптимальный возраст для формирования правовой культуры у ребенка – это школьный возраст, когда ребенок начинает осознавать наличие общественных отношений, в которых он может участвовать, а также быть способном выработать определенную модель поведения в том или ином случае.

Пример 1

Например, 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день ребенка, который посвящён принятию такого важного правового документа, как Конвенция о правах ребенка. В целях формирования определенного правосознания у детей в этот день проводятся различные мероприятия, направленные на уяснение детьми своих прав и свобод, а также обязанностей. Основной целью данного праздника является улучшение благополучия детей. Данный день был задуман не просто как праздник, а как день, который бы помог обратить внимание общественности на те правовые проблемы, которые возникают между миром детей и взрослых. Зачастую в этот день в школах, библиотеках, ВУЗах проводят мероприятия, направленные на защиту прав ребёнка, где производится разъяснение основных аспектов вышеуказанной конвенции, а также выносятся предложения по поводу совершенствования законодательства в сфере прав ребёнка.

При проведении каких-либо акций целесообразно привлечения сотрудников правоохранительных органов, например, сотрудников полиции, прокуратуры, судов, адвокатов, которые бы разъясняли отдельные правовые нормы, отвечали бы на вопросы общественности. Ведь зачастую далеко не всем людям понятен смысл правовых норм, особенно тем, кто не владеет юридическим образованием. Лица, занимающиеся правоприменительной практикой, более образованы в данной сфере, а соответственно, способны разъяснить смысл правовых норм, ответить на какие-то практические вопросы, разрешить практические задачи.