Какой орган назначает председателя счетной палаты. Порядок формирования и состав Счётной палаты. Что это такое

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Предложения о кандидатах могут вносить Президенту фракциями в Государственной Думе, комитетами или одной пятой от общей части депутатов Государственной Думы. Кандидатура на новое назначение Председателя Счётной Палаты должна быть вносима Президенту не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий действующего Председателя Счётной Палаты. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Президент в течении двух недель предлагает кандидатуру на эту должность. В случае отклонения кандидатуры Государственной Думой Президент вносит следующую кандидатуру в течении двух недель, причём он вправе повторно предлагать одно и тоже лицо в качестве кандидата на данную должность.

Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации. Предложения о кандидатах могут вносить Президенту комиссии, комитеты или одной пятой от общей части депутатов Совета Федерации. Кандидатура на новое назначение Председателя Счётной Палаты должна быть вносима Президенту не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий действующего заместителя Председателя Счётной Палаты. В случае досрочного освобождения от должности заместителя Председателя Президент в течении двух недель предлагает кандидатуру на эту должность. В случае отклонения кандидатуры Советом Федерации Президент вносит следующую кандидатуру в течении двух недель, причём он вправе повторно предлагать одно и тоже лицо в качестве кандидата на данную должность.

Требования к кандидату на пост заместителя председателя Счётной Палаты совпадают с требованиями к Председателю Счётной палаты.

Аудиторы Счетной палаты - должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных общим назначением. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавливается Коллегией Счетной палаты.

Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов.

При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет. Кандидатуры на должности аудиторов вносит на рассмотрение Президент. В случае отклонения кандидатур или кандидатуры он в течении двух недель представляет новые кандидатуры, причём вправе представлять одних и тех же лиц.

Коллегия Счетной палаты - орган, образованный для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе.

В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты.

Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников. В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах средств на содержание Счетной палаты.

Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие -- его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Таким образом, Счётная Палата Российской Федерации формируется законодательной и исполнительной властью, к кандидатам в состав Счётной Палаты выдвинуты определенные требования. Это говорит о важности данного органа в структуре публичной власти в РФ.

14 января 2017 года Счетной палате Российской Федерации исполняется 22 года. В этот день вступил в силу Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», подписанный первым Президентом России Б.Н. Ельциным . Этот закон определил Счетную палату как постоянно действующий высший орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему.

Функции

Счетная палата Российской Федерации - это высший орган независимого государственного финансового контроля (аудита).

Счетная палата занимается контролем использования бюджетных средств, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и федеральной собственности, оценкой эффективности распоряжения федеральными ресурсами и выявлением нарушений в этой сфере. В ее функции также входит противодействие коррупции.

Счетная палата обладает самостоятельностью и независимостью, ее деятельность подотчетна только Федеральному Собранию и не может быть приостановлена.

Счетная палата. Фото: РИА Новости / Михаил Воскресенский

Структура

В настоящее время Счетная палата состоит из председателя, заместителя председателя, аппарата палаты и 12 аудиторов, которые избираются на 6 лет. Каждый из аудиторов контролирует отдельную сферу деятельности.

Руководство и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны и арестованы без согласия той палаты Федерального Собрания, которая их назначила. Уголовное дело в отношении них может возбудить только председатель Следственного комитета РФ.

Досрочно отстранить их от должности могут по личному заявлению, а также по таким причинам, как утрата доверия, недееспособность, нарушение законодательства.

В 2013 году был принята новая редакция закона о Счетной палате, в соответствии с которой коллегия ведомства теперь формируется по новым правилам. Председатель и заместитель председателя назначаются Госдумой и Советом Федерации по представлению президента РФ.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной думой по представлению президента. Кандидатуры на этот пост (не менее трех) вносятся на рассмотрение президента Советом Госдумы.

Порядок назначения аудиторов палаты кардинально не изменился. Половина их состава (шесть человек) назначаются Госдумой, а другая половина - Совфедом, также по представлению президента.

Кадры

Заместитель Председателя Счётной палаты Российской федерации является Вера Чистова .

Аудиторы Счётной палаты Российской Федерации:

Агапцов Сергей Анатольевич
Богомолов Валерий Николаевич
Жамбалнимбуев Бато-Жаргал
Жданьков Александр Иванович
Катренко Владимир Семёнович
Мануйлова Татьяна Николаевна

Мовчан Сергей Николаевич
Перчян Андрей Виленович
Росляк Юрий Витальевич
Рохмистров Максим Станиславович
Филипенко Александр Васильевич
Штогрин Сергей Иванович

Руководитель аппарата Счётной палаты Российской Федерации - Воронин Юрий Викторович (с 1 октября 2013 года)

Заместитель руководителя аппарата — Шипилева Елена Михайловна (с октября 2013 года)

Из истории организации

Прообразом Счетной палаты была Камер-коллегия, учрежденная еще в 1718 году при Петре I . Это учреждение заведовало сборами в казну, а также выполняло некоторые другие функции. Затем Камер-коллегию сменили органы Государственного контроля.

Контрольные органы существовали в СССР. Они неоднократно подвергались реорганизации и переименовывались, пока в середине 1960-х не был создан Комитет народного контроля.

В современном виде Счетная палата была создана в 1995 году.

Постоянно действующий высший орган внешнего государственного контроля (аудита) в Российской Федерации .

Действует на основе соответствующего Федерального закона Российской Федерации , который описывает общие положения, её состав и структуру, её содержание деятельности и полномочия, её организацию деятельности, а также её обеспечение деятельности.

История

Прототипом Счётной палаты Российской Федерации была Камер-коллегия , созданная при Петре I. Учреждена была в 1718 году для заведования казёнными сборами и некоторыми отраслями государственного хозяйства. До этого времени в казне российских царей был полнейший беспорядок. Идеологом и создателем счётной палаты был Пётр Лукич Аксёнов . Он первый в 1719 году вёл в Камер-коллегии ведомость прихода и расхода денежной казны в государстве и подавал Государю каждую неделю ведомости о движении сумм, по донесениям, поступавшим в коллегию. Сверх того, Пётр Лукич составил формы ведения отчётности по Камер-коллегии. Назначенный комиссаром особой отчётной конторы, он обучил присланных для узнания порядка отчётности из всех мест канцелярских служителей. В 1725 году Сенат определил Петра Лукича Аксёнова камериром , а в 1731 году секретарём.

С 1811 по 1918 год существовала должность государственного контролёра . В январе 1918 года эта должность была упразднена; вместо неё была создана Центральная контрольная коллегия; вместо губернских контрольных палат - губернские учётно-контрольные коллегии.

В июле 1918 года Центральная контрольная коллегия была преобразована в Народный комиссариат государственного контроля РСФСР . В 1920 году комиссариат был реорганизован в Рабоче-крестьянскую инспекцию в центре и местные рабоче-крестьянские инспекции на местах, на Дальнем Востоке государственный контроль осуществляли Центральный Народный Государственный Контроль, во главе с Народным Государственным Контролёром, в центре и местные народные государственные контроли и отряды народного государственного контроля (во главе с начальниками отрядов) на местах. В 1934 году Рабоче-крестьянская инспекция была упразднена; её функции были переданы уполномоченному Комиссии Советского Контроля СССР (КСК) по РСФСР на государственном уровне, уполномоченным КСК СССР в областях, районах и городах на местном уровне. В 1940 году был воссоздан Народный Комиссариат Государственного Контроля; функции местных уполномоченных КСК СССР перешли главным контролёрам на местах.

Структура и порядок формирования

Счётная палата Российской Федерации состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие - его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой Российской Федерации, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Внутренние вопросы деятельности Счётной палаты Российской Федерации, распределение обязанностей между аудиторами Счётной палаты Российской Федерации, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты Российской Федерации, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты Российской Федерации, утверждаемым её Коллегией.

Полномочия

Счётная палата Российской Федерации осуществляет оперативный контроль:

  • за исполнением федерального бюджета ,
  • за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга,
  • за использованием кредитных ресурсов,
  • за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью,
  • за банковской системой (включая Банк России),
  • проводит ревизии и проверки,
  • проводит экспертизу и даёт заключения,
  • информирует палаты Федерального Собрания.

При осуществлении своих функций Счётная палата Российской Федерации обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания.

Состав Счётной палаты Российской Федерации

Счётная палата Российской Федерации состоит из Председателя, заместителя Председателя и 12 аудиторов, назначаемых сроком на 6 лет. Председатель и 6 аудиторов назначаются на должность Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, остальные 6 аудиторов и Заместитель Председателя - Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Председатель Счётной палаты Российской Федерации

  • Голикова Татьяна Алексеевна (назначена Госдумой)

Заместитель Председателя Счётной палаты Российской федерации

  • Чистова Вера Ергешевна (назначена Советом Федерации)

Аудиторы Счётной палаты Российской Федерации

  • Агапцов Сергей Анатольевич (назначен Советом Федерации)
  • Богомолов Валерий Николаевич (назначен Госдумой)
  • Жамбалнимбуев Бато-Жаргал (назначен Советом Федерации)
  • Жданьков Александр Иванович (назначен Госдумой)
  • Катренко Владимир Семёнович (назначен Госдумой)
  • Мануйлова Татьяна Николаевна (назначена Советом Федерации)
  • Мовчан Сергей Николаевич (2013-2015),
  • Блинова Татьяна Викторовна (с 2015) (назначены Советом Федерации)
  • Перчян Андрей Виленович (назначен Госдумой)
  • Росляк Юрий Витальевич (назначен Советом Федерации)
  • Рохмистров Максим Станиславович (назначен Госдумой)
  • Филипенко Александр Васильевич (назначен Советом Федерации)
  • Штогрин Сергей Иванович (назначен Госдумой)

Руководитель аппарата Счётной палаты Российской Федерации

  • Воронин Юрий Викторович (с 1 октября 2013 года)
    • Заместитель руководителя аппарата - Шипилева Елена Михайловна (с октября 2013 года)

Председатели

  • Скулков, Игорь Петрович (10 января 1958 - 17 сентября 1959)
  • Закурдаев, Василий Иванович (17 сентября 1959 - 31 мая 1961)

Председатели Комиссии Государственного Контроля Совета Министров РСФСР

  • Штыков, Терентий Фомич (6 июня 1961 - 11 декабря 1962)

Председатели Комитета Народного Контроля РСФСР

  • Коннов, Вениамин Фёдорович (30 декабря 1975 - 11 октября 1989)
  • Анищев, Владимир Петрович (11 октября 1989 - 16 июня 1990)

Председатели Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете Российской Федерации - Контрольно-бюджетного комитета Российской Федерации

  • Полунина, Мария Семеновна (9 марта 1992 - 16 ноября 1992 - исполняющая обязанности; 16 ноября 1992 - 24 декабря 1993)
  • Черноморд, Петр Васильевич (24 декабря 1993 - 17 января 1995)

Председатели Счётной Палаты Российской Федерации

  • , .
    • Секретариат Председателя Счётной палаты Российской Федерации
    • Секретариат заместителя Председателя Счётной палаты Российской Федерации
    • Секретариаты аудиторов Счётной палаты Российской Федерации
      • Отдел по защите государственной тайны
      • Отдел по взаимодействию с органами государственной власти Российской Федерации
    • Департамент внешних связей
      • Отдел сотрудничества с зарубежными высшими органами государственного финансового контроля
      • Отдел сотрудничества с международными организациями высших органов государственного финансового контроля и ООН
      • Отдел по взаимодействию с контрольно-счётными органами
    • Департамент документационного обеспечения, планирования и контроля Счётной палаты Российской Федерации
      • Отдел обеспечения работы Коллегии
      • Отдел делопроизводства и Центрального архива Счётной палаты Российской федерации
      • Отдел контроля и электронного документооборота
      • Отдел по работе с обращениями граждан и обеспечению деятельности Общественной приёмной Счётной палаты Российской Федерации
      • Отдел планирования и организации контрольных мероприятий
      • Общий отдел
    • Департамент информатизации
      • Отдел развития и сопровождения информационных ресурсов, формирования баз данных
      • Отдел развития и сопровождения информационных технологий
      • Отдел эксплуатации сетевых ресурсов
      • Отдел информационно-технического взаимодействия с внешними информационными системами
    • Сводный департамент
    • Правовой департамент
      • Отдел мониторинга законодательства и аналитической работы
      • Отдел правового обеспечения деятельности
      • Отдел правового обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности
      • Отдел правового редактирования и лингвистической экспертизы
    • Департамент информации
    • Департамент управления делами
      • Отдел организационного и конкурсного обеспечения
      • Отдел социально-бытового и транспортного обеспечения
      • Отдел материально-технического обеспечения
    • Департамент кадров и государственной службы
      • Отдел по работе с персоналом
      • Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений
      • Отдел переподготовки, повышения квалификации и правового обеспечения государственной гражданской службы
    • Департамент макроэкономического анализа и методологического обеспечения

Счетная палата Российской Федерации (СП РФ) - постоянно действующий конституционный орган государственного финансового контроля.

Гордеев Анатолий Николаевич

Заместитель руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации

Семенченко Валерий Павлович

Заместитель руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации

Столяров Николай Сергеевич

Направления деятельности Счетной палаты Российской Федерации:

Административный департамент Счетной палаты

Директор Департамента: Кравченко Сергей Виталиевич

Департамент внешних связей Счетной палаты

Директор Департамента: Парузин Николай Владимирович

Департамент документационного обеспечения, планирования и контроля Счетной палаты

Директор Департамента: Галанюк Владимир Васильевич

Департамент информатизации Счетной палаты

Директор Департамента: Бескровный Владимир Игоревич

Сводный департамент Счетной палаты

Директор Департамента: Дубинкин Вадим Вадимович

Департамент правового обеспечения Счетной палаты

Директор Департамента: Емельянова Наталья Николаевна

Департамент информации Счетной палаты

Директор Департамента: Ужегов Алан Солтанбекович

Финансовый департамент Счетной палаты

Директор Департамента: Филоненко Светлана Викторовна

Департамент обеспечения деятельности Счетной палаты

Директор Департамента: Мелимук Виталий Игоревич

Департамент кадров и государственной службы Счетной палаты

Директор Департамента: Кабанова Ольга Владимировна

Сотрудничество Счетной палаты с другими организациями

СП проводит большую работу по организации взаимодействия с органами государственной власти . Счетной палатой подписаны соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с рядом правоохранительных органов и другими органами государственной власти. Одним из важнейших направлений деятельности Счетной палаты является обеспечение эффективного взаимодействия с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.

В целях повышения эффективности государственного финансового контроля и координации деятельности контрольно-счетных органов была создана Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации . Ассоциация призвана содействовать разработке и внедрению унифицированной системы контроля за формированием и исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, оказывать контрольно-счетным органам информационную, методическую и правовую помощь.

Двустороннее и многостороннее сотрудничество СП

В соответствии со ст. 32. ФЗ СП РФ и основными положениями Лимской декларации руководящих принципов контроля Счетная палата поддерживает связи со счетными и контрольными палатами и органами парламентского контроля иностранных государств и их международными объединениями, заключает с ними соглашения о сотрудничестве.

В рамках двустороннего сотрудничества СП РФ за последние годы значительно активизировала свое сотрудничество с европейскими ВОФК через проведение совместных и параллельных проверок.

По линии многостороннего сотрудничества СП РФ является членом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ), Европейской организации высших контрольных органов (ЕВРОСАИ), Азиатской организации высших контрольных органов (АЗОСАИ), Международного Консорциума по государственному финансовому управлению. На двусторонней основе активно развивается международное сотрудничество Счетной палаты с контрольно-ревизионными органами зарубежных стран.

В 2000 г. по инициативе СП РФ был создан Совет руководителей ВОФК государств - участников Содружества Независимых Государств (Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана и Украины). Среди приоритетных направлений сотрудничества были выделены совместная разработка принципиально важных теоретических и практических вопросов государственного финансового контроля регионального характера, взаимный обмен идеями, опытом и информацией, проведение совместных и параллельных двусторонних и многосторонних контрольно-аналитических мероприятий, содействие профессиональному обучению и повышению квалификации кадров.

Совместно с Европейской Счетной палатой СП РФ проводит использования российскими получателями грантов Программы технической помощи Евросоюза странам СНГ - ТАСИС, направленной на поддержку экономики и социального развития государств СНГ.

Издания СП РФ

В целях информирования общественности о деятельности Счетной палаты с ноября 1997 г. Счетная палата стала издавать «Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации». Бюллетень выпускается ежемесячно в соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» (статья 33).

Ответственный за выпуск - Руководитель Аппарата Счетной палаты Российской Федерации, научный руководитель НИИ системного анализа Счетной палаты С. М. Шахрай.

Счетная палата наряду с имеющимися инструментами финансового контроля активно внедряет новый вид государственного контроля - стратегический аудит , целью которого является оценка эффективности экономической политики в целом. Применение стратегического аудита вместе с финансовым аудитом и аудитом эффективности позволит в полной мере использовать социально значимые результаты деятельности СП в целях повышения эффективности управления общественными ресурсами.

Андреев А.Г., Никольский Д.В. Счетная палата Российской Федерации как высший орган государственного финансового контроля. Деятельность Счетной палаты в условиях реформирования государства и экономики (1995-2000). Веб-адрес документа: http://www.ach.gov.ru/ru/about/controll/

О методологическом обеспечении деятельности Счетной палаты РФ. Веб-адрес документа.

  • Контроль за расходованием средств на различные направления государственной деятельности.
  • Оценка результативности и целесообразности программ, финансируемых из государственной казны.
  • Надзор за движением денежных средств внебюджетных фондов, состоянием внешнего и внутреннего долга.
  • Правовая экспертиза законодательных и нормативных актов и их проектов на предмет соответствия действующему законодательству, оценка достоверности основных документов, регулирующих движение федеральных средств.
  • Оценка эффективности проектов, полностью или частично финансируемых за счет бюджетных средств.
  • Подготовка годового отчета по результатам исполнения бюджета.
  • Осуществление тематических и внеплановых проверок по факту выявленных отклонений в показателях бюджетной эффективности. Разработка мероприятий и предложений для устранения возникших диспропорций.
  • Анализ эффективности предоставления заемных средств, гарантий и льгот по налогам за счет бюджетных средств.
  • Подготовка и предоставление заключений по вопросам, входящих в компетенцию Счетной палаты.

Надзорные функции Счетной палаты распространяются на все органы государственного аппарата, включая внебюджетные фонды, а также коммерческие и некоммерческие организации, использующие бюджетные средства и государственную собственность в своей деятельности.

Все участники бюджетных правоотношений должны оперативно предоставлять в контролирующий орган сведения, необходимые для оценки его деятельности. При неисполнении этого требования Счетная палата может применить санкции, включая блокировку расчетных счетов организации до предоставления пояснений и запрашиваемой информации.

Состав счетной палаты

Счетная палата действует на постоянной основе. Основной состав органа государственного аудита включает 14 человек, назначаемых сроком на 6 лет. Возглавляет его председатель, частично административные функции выполняет его заместитель. Определенными направлениями деятельности Счетной палаты руководят независимые аудиторы (12 человек). 6 аудиторов и председатель назначаются верхней палатой Парламента РФ, другая часть аудиторов и заместитель председателя — нижней палатой. В компетенцию аудиторов входит проведение ревизий по статьям бюджета и внебюджетных фондов.

Все члены Счетной палаты наделены личной неприкосновенностью и гарантиями профессиональной независимости. Освобождение от должности возможно в 4-х основных случаях:

  • по личному заявлению сотрудника;
  • при нарушении законодательства или злоупотреблении полномочиями (решение принимается большинством голосов);
  • при признании недееспособным;
  • при достижении 65 лет.

Организацией и планированием деятельности контролирующего органа занимается Коллегия. Она разрабатывает регламент, которого должны придерживаться все члены Счетной палаты.